Где и как получить свидетельство о расторжении брака. Официальная информация
Где выдают свидетельство на основании судебного решения
Расторжение брака по инициативе одной из сторон происходит в суде, по решению которого предоставляется свидетельство, подтверждающее факт прекращения отношений. Выданный судом документ предоставляют в ЗАГС, где регистрируют расторжение брака. Получить его можно, лично явившись в отделение и предъявив паспорт. Заявителям выдадут отдельные экземпляры свидетельства.
Порядок предоставления свидетельства
Расторжение в ЗАГСе происходит на основании принятого судом решения, начинающего действовать сразу после его объявления в зале слушания дела. Исключением считаются случаи, когда кто-то из супругов считает нужным его обжаловать в установленном законом порядке. Опротестовывать судебное решение о расторжении брака разрешают в течение 30 - 60 дней в зависимости от сложности дела и сопутствующих обстоятельств, таких как перенос слушаний по уважительным причинам. Если ответчик не намерен обжаловать решение, то истец может предоставить выписку из судебного решения в ЗАГС.
Где получить свидетельство о расторжении брака?
Получить свидетельство о расторжении брака можно на основании закона 143-ФЗ в ЗАГСе, в котором регистрировали отношения или зарегистрированном по месту прописки бывшей семьи, как временной, так и постоянной. Обусловлено это тем, что соответствующие архивные сведения хранятся только в выше указанных отделениях. Если расторжение брака происходит в суде, то свидетельство надо получить в том же отделении, куда подавали пакет документов.
Получение в другом населённом пункте
Находясь в другом городе, проблематично прибыть в ЗАГС, регистрировавший развод лично за документом. Человек пребывает в замешательстве, не зная где можно получить свидетельство о расторжении брака, сделать это рекомендуется несколькими способами:
- Передоверие этого права своему официальному представителю на основании нотариально заверенной доверенности;
- Составление заявления о предоставлении документа, заверяемого у нотариуса и отсылаемого почтой в ЗАГС с указанием адреса получения в городе пребывания заявителя.
Внимание! ЗАГС не обязан вам ничего отсылать почтой, и его сотрудники сделают это, только если у них есть соответствующие внутренние инструкции.
Получение свидетельства спустя несколько лет
Неважно, когда именно истец или ответчик вознамерится получить свидетельство. Даже если прошло несколько лет порядок предоставления документа остаётся прежним. Единственной проблемой может стать отсутствие у получателя информации о реквизитах, необходимых для передачи ему документа. Чтобы его забрать через пару лет после официального расторжения отношений, рекомендуем следовать определённому алгоритму:
- Определить ЗАГС, в котором происходил развод, запросив в любом отделении справку о расторжении брака, и руководствуясь указанной в ней информацией, обратиться в соответствующий отдел;
- Получить копию решения, если разводились через суд;
- Оплатить пошлину;
- Составить заявление;
- Лично или через своего представителя, действующего по доверенности, получить документ.
Бумага будет выдана в течение рабочего дня.
Восстановление при утере
Необходимость в восстановлении свидетельства возникает при его утере или привидении в негодность, а также в случае кражи. Законом не предусмотрено наказание для заявителя при утере документа. Восстанавливать документ можно сколько угодно раз, получая дубликат, предоставляемый отделением ЗАГС, регистрировавшим факт расторжения брака. Потребуется оплатить пошлину в размере 350 руб. и составить заявление. Бумага будет выдана сотрудниками ЗАГС не позже пяти суток с момента получения заявления от просителя.
Внимание! Документ будет содержать отметку о том, что это дубликат. Если будет найден утерянный оригинал, то его не нужно возвращать в ЗАГС.
Кто имеет право подать заявление?
Обратиться для получения бумаги может кто-либо из супругов или их полномочные представители, действующие на основании доверенности заверенной нотариусом. Помимо них такие полномочия предоставлены опекуну лица, официально признанному недееспособным на основании судебного решения, что предусмотрено статьёй 34 закона 134-ФЗ.
Сроки, в течение которых можно обращаться для получения свидетельства
Законом не предусмотрен срок, в течение которого супруги должны прибыть для передачи им документа. Однако, руководствуясь положениями ст. 25 СК, а именно ч. 3, без оформления этой бумаги ни одна из сторон впоследствии не сможет вступить в брак повторно. Если расторжение брака оформлялось через суд в одностороннем порядке, то принятое им решение официально вступит в силу через месяц, который даётся на обжалование ответчику. После истечения этого срока, спустя трое суток, соответствующая выписка передаётся в отделение ЗАГС, в котором регистрировали отношения супруги.
Граждане, не позаботившиеся о своевременном получении документа, будут частично ограничены в гражданских правах:
- Невозможность получения ипотечной ссуды или крупного потребительского кредита;
- Нельзя получить новый паспорт без отметки о действующем браке;
- Недопустимо приобретение недвижимости.
Заявка на получение свидетельства
Чтобы сотрудники отделения ЗАГС смогли внести соответствующую запись в регистрационную книгу, им требуется предоставить заявление с просьбой выдать документ, что предусмотрено ст. 35 закона 143-ФЗ. Бумага составляется по форме № 10, которая утверждена правительственным постановлением № 1274. Вместе с заявлением следует предоставить пакет документов:
- Паспорт;
- Копия решения суда или выписка из него;
- Квитанция.
Госпошлина за расторжение брака
Заявитель для получения бумаги обязан оплатить пошлину, взимаемую при совершении юридически значимых действий, в которых задействованы государственные чиновники. Взимается госпошлина в размере 650 руб., что предусмотрено ст. 333.26 НК. Оплачивает взнос каждый из супругов в полном размере при отсутствии льгот. Если брак расторгался в одностороннем порядке на основании судебного решения, то эта сумма снижается до 350 руб.
Зная, как получить свидетельство о расторжении брака, обратитесь с соответствующими документами в отделение ЗАГС.